«Стоунпанк» (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
В «сандалпанке» (sandalpunk) изображается мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).
«Миддлпанк» (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Создатели «клокпанка» (clockpunk) вдохновляются эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Чуть в стороне от стимпанка и таймпанка находится «ретро-футуризм» (retro-futurism) — изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретро-футуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.
Луркморье предлагает еще эти жанры:
- дизельпанк, где двигатели внутреннего сгорания составляют основу цивилизации;
- биопанк, где всю технологию заменили специально обученные организмы и генетически модифицированные продукты (для примера, это рассказ писателя Стерлинга — «Рой»);
Причем же тут «-панк»? Все дело в том, что направление было основано дедушками киберпанка, взявшимися написать роман в совершенно другой стилистике. Да-да, речь о «Дифференциальной машине» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (ну, или «Разностная машина», надмозги же обозвали её «Машиной различий»). Где несмотря на милую улыбочку «старой доброй Англии» то и дело проглядывали зубы вполне современных и вполне информационных ээ… товарно-денежных отношений и прочего кидалова. Очень похожие на те же самые зубы в классических (хех) киберпанковских произведениях. А критики, они долго не думают, прежде чем прицепить ярлык. Вот и получился паропанк, десу.